В условиях конкуренции рост доходов компании зависит не только от расширения бизнеса, но и от снижения издержек, и поэтому компаниям приходится уделять особое внимание складу, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества.
От эффективной работы склада напрямую зависит эффективность всего бизнеса, стабильность и качество обслуживания клиентов. Во многих западных странах уже давно накоплен опыт успешного внедрения WMS. В России этот процесс, так же как и вся складская логистика, находится в стадии формирования.
WMS (система управления складом , от англ. Warehouse Management System) – это система управления, обеспечивающая комплексное решение задач автоматизации управления складскими процессами, такими как:
- Прием товара
- Размещение
- Перемещение
- Пополнение
- Отгрузка
- Инвентаризация
- Прием возвратов
Для компаний, обладающих крупными складскими помещениями, большой численностью обслуживающего персонала и высоким товарооборотом, автоматизация склада — задача номер один.
WMS система решает самые распространенные проблемы практически каждого склада, а именно:
- скорость комплектации заказов, которая зачастую зависит от того, насколько быстро комплектовщик найдет необходимый товар;
- пересорт продукции, возникающий на этапе приема и комплектации товара;
- просроченный товар;
- долгие и «нудные» инвентаризации, которые могут занять и не один день;
- человеческий фактор.
КАКУЮ WMS ВЫБРАТЬ?
На сегодняшний день на российском рынке программного обеспечения предоставлено огромное количество WMS систем от различных разработчиков: как иностранных, так и отечественных. Ценовой диапазон варьируется от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Так в чем разница?!
Во-первых, определитесь, будете ли вы использовать при работе ТСД? Не все WMS системы имеют в своем функционале возможность работать без ТСД. Если да, то будут ли ими оснащены все сотрудники (кладовщики, комплектовщики, водители погрузчиков)? Не каждый готов выложить крупную сумму для обеспечения всего складского персонала данным оборудованием (примерная стоимость одного аппарата с цветным дисплеем и Wi-Fi модулем 55 000 рублей плюс сетевое оборудование, принтер этикеток и т.д.).
Во-вторых, подходит ли вам логика работы выбираемой вами WMS системы? Процесс приема товара, процесс планирования документов для сборки, нужны ли вам резервы для отгрузки и т.д.? Насколько система масштабируемая, и готовы ли разработчики доработать ее для вас? Многие полагают, что чем больше функционал системы, тем лучше. На практике оказывается, что он является самым затратным: помимо высокой цены продукта принуждает еще к обучению для настройки и работы всех этих функций, и в конце концов дай бог используются лишь 30-40% всех этих функций. Адаптивные и масштабируемые системы используют напротив, концепцию того, что не система должна иметь набор всевозможных функций, а правильная структура объектов конфигурации позволяла создавать нужный набор функций.
В-третьих, раскрученный бренд или менее известная разработка? На психологическом уровне бренд дает качество. На самом деле, качество дают сотрудники компании, занимающиеся разработкой, внедрением и сопровождением, которые в силу своих знаний, умений и смышлености мигрируют по рынку труда, либо создают те самые, собственные, менее известные разработки (как будто бы существует некий способ написания программ, недоступный простым смертным). В любом случае, дабы не купить «кота в мешке», всегда можно договориться с оплатой после полного внедрения и выполнения всех ранее описанных пунктов технического задания.
В-четвертых, цена. В стоимость решения всегда входит бренд. Только есть ли от него практическая польза? Особенно если это западная разработка, переводом и внедрением которой занимается российская компания, цены тут действительно заоблачные. Также большую роль в затратах компании может сыграть и покупка серверного оборудования для обеспечения работы системы. Не потребуется ли для выбранной вами системы ЦУП? Озаботьтесь этим вопросом заранее!
И, наконец, в-пятых, после осуществления выбора узнайте отзывы у компаний, в которые данная система уже внедрена (если таковые имеются). Заранее оговорите гарантийные сроки обслуживания, так как практически никто из производителей не проводит нагрузочного тестирования такого, которое может оказаться на практике. И даже после окончания проекта внедрения, когда база данных начнет постепенно наполняться, могут возникнуть проблемы. Следует также убедитесь в приемлемых ценах на обслуживание (обычно, это пункт абонентская плата), и ценах на доработки (измеряется в часах).